Восхищает то, что Голубкина смогла повторить свою работу, которую сделала некоторое время назад в Париже. По мнению сотрудника фонда, мастерство скульптора проявляется в том числе в том, что он может повторить свою же работу. Потому что сделать гениальное произведение — это одно, а для того, чтобы повторить требуется уже другой уровень мастерства.
Одна не любимая скульптура
У нас есть незавершенные скульптуры, которые мы выставляли всегда, потому что мы демонстрируем, в том числе, стадии изготовления скульптуры.
Вот эта прекрасная Иванова, например, хороша в своей незавершенности. Но она хотя бы близка к тому человеку, который в итоге получился, к той Татьяне Ивановой, которую вы можете разглядеть в совсем очеловеченном материале — гипсе.
Но я не очень люблю господина Черткова, потому что эта работа в самом-самом начале. Даже не уверен, что здесь есть прикосновения Голубкиной. Возможно, эту работу подготавливал Иван Бедняков, её мастер по мрамору.
И то, что она насколько удалена от человека вызывает у меня неприятные чувства. Я никогда не хотел, чтобы она стояла в экспозиции, хотя она была её частью в 30-50-е годы.
С одной стороны, это ценнейшая вещь, которая позволяет увидеть, как начинается скульптура, но с другой, в ней так мало Голубкиной, что я считаю: эту работу не стоит показывать в музее.